elianadreams (elianadreams) wrote,
elianadreams
elianadreams

Книга Ньюфельда - продолжение стенаний

Начало - здесь:
http://elianadreams.livejournal.com/18132.html
Образование и самореализация – ох, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт настолько мешает детям хоть как-то увлечься собственным образованием…За других не скажу, знаю, что есть дети, успешно посещающие две и даже три школы, кружки и проч. Мой – не про это. Зиготы, базидиомикоты и гаметофиты выбивают желание учиться чему-либо напрочь. Любовь к знаниям в этих рамках, за колючей проволокой понятий, терминов и ненужных, неинтересных ему фактов – увы и ах. Только бы не возненавидел вконец. Ни на какие другие интересы не остаётся сил. Стрелялки – расслабленность, «семечки», постстрессовый синдром.
Вот пример того, что не всё однозначно зависит от наличия привязанности.
«…в процессе обучения ребёнком движет природная любознательность и стремление познавать окружающий мир», и тут же – «любознательность – не врождённая черта характера, а результат процесса становления, следствие процесса развития, который обеспечивает жизнеспособность ребёнка как отдельного самостоятельного существа, готового действовать независимо от привязанности».  Сразу три нестыковки: она природная или не врождённая, а «результат», и если результат, то о каком возрасте речь, если зрелость и самостоятельность наступают отнюдь не в начальной школе, а речь дальше идёт о процессе обучения в школе, о том, что с любознательными детьми легко и приятно работать.  Но я не об этом. Дальше говорится об «энергии дерзновения». Так вот (что касается любого академического обучения, будь то школа или музыка) ни любознательности, ни желания учиться, ни энергии дерзновения у моего ребёнка нет и не было, сколько его помню. А привязанность – есть. Ориентации на ровесников нет. Причинами этого могут быть тяжёлые роды и непреодоление им «точки смерти» (согласно теории трансперсонального подхода) и  астенический тип нервной организации (вегетативные нарушения, первый шейный и проч.) вкупе (возможно!) с завышенными некогда родительскими ожиданиями. Ещё есть моя собственная теория энергетической кратности: моя мама, будучи , в несколько раз активнее меня, считала меня ленивой и тянула за уши, я же по сравнению с сыном крайне активна, ему просто ничего «не достаётся» в энергетическом плане. Мой напор столь велик, что деликатно предлагать что-либо часто не получается: выливаю ушатами. Несмотря на то, что он привязан ко мне и считывает некоторые мои ценности, все мои многочисленные интересы «снять» ему просто не по зубам. Из-за этого он находится в пассивной позиции. Надеюсь, что до поры, до времени. Жду проявления интереса… Только что делать с компьютером, который не даёт сему интересу проявиться? Выбросить…
Стр. 235
Про обучение. То создаётся впечатление, что   авторы принимают необходимость освоения школьной программы за образование, то в следующем абзаце сетуют на школу и учебный план. С этим балансированием мне тоже сложно «ужиться». «Ученик должен быть эмоционально заинтересован в учёбе, процесс познания должен быть интересен для него». Непонятно, как можно интересоваться всем тем, что предлагает ребёнку школьная программа. Возможно, в Канаде ситуация другая, но в России то, что приходится штудировать детям, часто не питает, а отсекает всяческий интерес к познанию. «Парализуют ребёнка и делают его необучаемым» попытки терминологического замусоривания его сознания, а не «неуязвимость и пренебрежение» - хотя не так уж и долго приобрести эту «неуязвимость и пренебрежение» по отношению к учителю, «втюхивающему» горы бессмысленной, с точки зрения ребёнка, информации.
В последнее время в России усилились проверки так называемого «грамотного чтения»: методисты, отвечающие за качество образования, «спускают» тесты для проверки умений, описанных авторами в этой главе: «не только видеть простые факты, но и раскрывать суть вещей, понимать глубокий смысл, улавливать метафоры, открывать основополагающие законы… выделять главное, очистить от шелухи, сложить части в гармоничное целое» - только авторы понимают, что эти навыки требуют интегративного восприятия, а что проверяют методисты, совершенно непонятно: наличие интегративного мышления, работу учителя (считается, что всему этому можно «научить», хотя никто этого не делает) или прилежание ученика? Если интегративное мышление является продуктом взросления («незрелый человек не может развить интегративные способности»), единственное, что мы можем сделать, это создать детям условия для достижения ими зрелости.
А на пути к ней – завалить тестами и «составлением планов». И это уже противоречие.
Об этом и говорят авторы книги: «Наша педагогика и учебный план принимают наличие интегративных способностей у ребёнка за данность. Когда мы, как педагоги, не замечаем, чего именно не хватает, мы точно так же не понимаем, с чем сталкиваемся, пытаясь регулировать мышление или поведение ребёнка. Мы пытаемся заставить детей сделать что-то, что не под силу их умственным способностям, и когда нам это не удаётся, мы наказываем их за неудачу. Те, кто обладает интегративным мышлением, полагают, что все мыслят так же, как они».
Предложений и указаний на этот счёт никаких я не нашла: что же предпринять для того, чтобы не испортить в конец отношения с ребёнком, с детьми – и выполнить федеральные требования? Выпестовать ребёнка «заново»? Вернуть его «в семью»? Несомненно – только не ради учёбы, всё равно не успеем. Потребуется академический отпуск на пару лет. Кстати, интересно, можно ли это устроить? В начальной школе – нет. Надо узнать про среднюю. Только много ли найдётся родителей, готовых воспринять своего ребёнка «второгодником» ради того, чтобы дать ему возможность комфортно повзрослеть?...
«Какое химия имеет отношение к дружбе» и «как биология поможет поладить с ровесниками», мне тоже непонятно, и для меня ценность изучаемого материала неоднозначна. Возможно, ребёнок считывает моё отношение и поэтому затрудняется в учёбе? Всё это странно. «Надо быть достаточно зрелым, чтобы осознавать, что образование – это ключ ко многим дверям, что образование облагораживает и приобщает к культуре». Пусть мне самой кто-нибудь докажет ценность школьного образования – я с радостью стану ориентиром для своих детей. Сейчас -  какой я ориентир? Большинство школьных и даже послешкольных академических знаний лежат во мне мёртвым грузом. Никогда я не стремилась быть энциклопедическим эрудитом, не обладала должной степенью любознательности к наукам. Недавно получила от одной мамы-педагога, первопроходца в семейном обучении, в руки карту для систематизации интересов: есть люди «научные», есть «технари», есть «гуманитарии», а есть… «красивые»! Как я понимаю, речь идёт именно о таких, как мы, «несчастных», называемых ещё в определённых кругах ХЛАМ (художники, литераторы, артисты, музыканты). Какой потенциал обучаемости у  таких людей? На что направлена их любознательность? И, самое главное: КАК их загрузить «нужными знаниями»? Вопросы, вопросы…
Про критику – «даже мягкую» - очень сложно: уязвимость, защита от уязвимости, гиперчувствительность… критика в форме оценок, в виде «не так, не то, ты ошибся, неправильно» сама по себе развивает эту «защиту» и «гипер», вот что я думаю. Есть совсем малочувствительные дети, с большой степенью любознательности, которые улыбнутся, отбросят оценку и пойдут пробовать дальше. Но я таких видела мало. Вспоминается история Галины Щербаковой, «тонкокожая» дочь которой написала книгу «Мама, не читай», а «толстокожий» сын ответил со своей «колокольни». Одна семья, одна мама, одно отношение к детям. И такое разное восприятие. И почему бы не «учитель дурацкий, задания скучные, времени не хватает»? И, в конце концов, «я тупой»? Разве не бывает? Разве всё надо спихивать на издержки потери ориентации на взрослых? На кого ориентироваться – на тех, кто впихивает, заставляет, критикует? Фрустрация, возможно, не сама по себе, отдельно возникает, это плавный переход фрустрации «ориентирующих» на «ориентированных».
Во второй части книги нам не дают конкретные указания, как завладеть детьми, описывая принципы, то есть пишут о том, что надо сделать, но как именно – оставляют на откуп читателю. «Проявить максимум смекалки и приложить все наши силы», или упоминание о том, что нет числа различным способом достичь того или иного результата, не всегда включают воображение и способности к импровизации. Хотелось бы больше примеров. Я нашла только два: поход, трапеза. Папе удалось «вернуть себе дочь» через «несколько дней» похода. Реально ли это? В случае, если ребёнок ноет, хочет вернуться домой через полчаса после выхода из дома, я чувствую себя бессильной.  Много описано причин «несостоятельности» родителей в наши дни: да, нам сложно быть ориентиром для наших детей, так как «всё другое» и они быстрее в этом соображают – и «тем не менее». Как?! Я понимаю, что речь о том, что НАДО. Но – как? Глупо ориентировать взрослого ребёнка в том, в чём он больше твоего компетентен. Есть ли в наше время что-то, что я действительно могу ему дать? Я, и никто другой? Повторяюсь, похоже.
Сама концепция привязанности и влияния отношений на все аспекты жизни и развитие мозга в целом  очень конструктивна, Дрейкурсу бы понравилось, как пить дать: все его «причины плохого поведения» никак не отменяются, но «вписываются» в одну общую.
Про «огонёк в глазах и теплоту в голосе» - точечно, и, похоже, действительно это то самое, на базе которого можно взаимодействовать. Однако у меня есть ещё одно – для учителей – важное замечание: можно завладеть ребёнком путём внимания к нему, можно – путём заинтересовывания своими действиями. Сколько случаев было, когда на занятиях в группе, на первых, по большей части ознакомительных, кто-нибудь полузнакомый бежал, бросался в объятия и признавался в любви – к человеку, который дал ему переживание. Работа над индивидуальным завоеванием не велась, ан поди ж ты – мы уже были «вместе», так как прошли некий увлекательный процесс и получили совместный опыт. Не смотрели друг на друга: смотрели в одну сторону, шли плечом к плечу. Не зря ведь считается, что учитель, который обожает свой предмет, более интересен ученикам, так как ведёт их туда, где ему самому интересно, каким-нибудь хитреньким, увлекательным путём. Здесь пропущены некоторые «па» завладения – или они будут исполнены в будущем, в процессе.
Стр. 311 – шестой принцип дисциплины, которая не разделяет: вызывать смешанные чувства.
«Природа предлагает нам такой путь: вместо того, чтобы пытаться «выключить» какую-то реакцию, лучше добавить в сознание ещё одну, и тогда их смешение остановит реализацию опасных импульсов».
В некоторых местах приведены хоть какие-то фразы, примеры – по минимуму, но дающие поверхностное представление об описываемом принципе. Здесь я в полном затруднении. Что значит «добавить в сознание»? Если кто-нибудь сможет мне подсказать, буду очень благодарна. Очень много о том, как думать и действовать бесполезно (готова согласиться…), и очень трудно для восприятия, как, собственно, надо (…а хочется действовать в нужном ключе).
По теме саморефлексии, достижения комфорта с самим собой, ощущения чувства самости мне совершенно нечего предположить! Как узнать, комфортно ли моему ребёнку с самим собой? Если он проводит время «в творческом одиночестве» - комфортно, если играет за компьютером – забивает вакуум, отсутствие «прочных взаимоотношений личности со своим «я»? Мне некомфортно с собой. И я возвращаюсь к истокам: как себя-то «овзрослить»? И как же я с привязанностью к взрослому умудрилась так «попасть» - не повзрослеть?... Похоже, индивидуальной терапии не избежать.
Моменты, которые желательно принять каждому человеку, имеющему дело с детьми, я выписала и растиражирую для воспитателей, учителей, родителей. Здесь не выкладываю, так как по отношению к авторам такие перепечатки некорректны, нарушение авторских прав может получиться: несколько листов цитат. Если же всё-таки руководители сообщества альфа-родителей или Ольга сочтут, что это не очень драматично и может быть полезным для тех, кто книжек не имеет возможности читать, выложу.
Tags: воспитание, привязанность, развитие
Subscribe

  • Выдержки из "Книжки для монтесолнечных родителей"

    Уважаемые странники! Добро пожаловать в Монтесолнечную Систему, государство-в-государстве, королевство четырёх больших планет - Солнышка (той,…

  • травмированные дети

    Оригинал взят у arina_lev в травмированные дети Одним из частых последствий нарушенного контакта с матерью в раннем возрасте становится…

  • "Ругаю от любви"

    На днях мне довелось побывать заместителем в роли отца на двух терапевтических процессах. Впечатления сильнейшие. В практиках участвовали две женщины…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Выдержки из "Книжки для монтесолнечных родителей"

    Уважаемые странники! Добро пожаловать в Монтесолнечную Систему, государство-в-государстве, королевство четырёх больших планет - Солнышка (той,…

  • травмированные дети

    Оригинал взят у arina_lev в травмированные дети Одним из частых последствий нарушенного контакта с матерью в раннем возрасте становится…

  • "Ругаю от любви"

    На днях мне довелось побывать заместителем в роли отца на двух терапевтических процессах. Впечатления сильнейшие. В практиках участвовали две женщины…