elianadreams (elianadreams) wrote,
elianadreams
elianadreams

Categories:

Семейный лагерь. Отчёт-5. Саша

Четвёртая часть здесь.
На протяжении всего лагеря мы вели беседы о педагогике, развитии, образовании, а два последние дня Саша даже читал мне лекции об образовании детей в индивидуальном формате, к которому на второй день присоединилось ещё несколько участников. «Ты хочешь, чтобы мы об этом поговорили?» - и вот, сижу, конспектирую.
Привожу здесь часть беседы.
…В возрасте 4-5 лет у ребёнка можно формировать волю. Традиционно воля – это зарядка, распорядок, трудовые повинности. Умение подчиниться тоже важно, однако необходимо также, чтобы ребёнок выполнял принятое им самим решение.
Начинать работу можно с образов:
- Сочинять истории. Скажем, рыцарю было очень страшно, но он всё-таки спас принцессу. Или слабый котёнок делал зарядку, хоть ему и не хотелось.
- Шефство. Существо, о котором обязался заботиться, требует этого всегда, приходится мобилизоваться.
- Сбор игрушек. Тоже подкреплять образами: мол, мальчик захотел стать сильным и смелым, и для начала обязался убирать игрушки. Каждый раз расширять границу.
- Обсуждая сказки, спрашивать, что делал персонаж, чтобы стать таким.
Элементы соревнования позволяют соотнести себя с кем-то. (Здесь я закочевряжилась, на ум пришли всякие устрашающие «весёлые старты» и проч., но речь, как оказалось, шла именно об элементах, и обязательном соединяющем, или объединяющем движении в конце: собрать воедино добытое каждой командой и проч. Мы поговорили о том, как можно помочь детям справиться со своими чувствами: тому, кто «подводит» команду, записать свои чувства, остальным – записать свои, читать никому не даём, но и не унижаем друг друга вербально или пинками.)
Всякий раз, когда ребёнок артачится, отказывается что-либо делать, напоминать, что это его выбор. К примеру: «Что тебе нравится в этой школе?» - подводить к мысли, что он решил здесь учиться.
Если ребёнок эмоционально «подкошенный», надо выправлять. Тут уж не до воли. Сначала – эмоции. Как же работать с эмоциями?
- признавать, что они есть и я их переживаю, и отличать одно от другого.
Здесь помогут картинки со смайликами, описание чувств того или иного героя на картинке. Я вспомнила о новых играх Ю. Гиппенрейтер «эмоциональное лото» и др., которые купила летом в школу.
- выражать чувства.
Танцуем радость и проч. (напомню, что речь идёт о дошколятах, подросткам с перекошенной эмоциональной сферой требуются, конечно, другие входы. Мы со старшим работаем в связке с психотерапевтом). Цветовые тесты типа Люшера. Расстановки, социометрия. К примеру, игрушка в центре, рассказываем сказку, ищут в комнате комфортное для себя положение относительно игрушки. Описываем свои ощущения от того, что там стоит. Или дать по игрушке, чтобы нашли место; рассказать, что одна игрушка чувствует по отношению к другой. То есть создавать поводы для обсуждения.
- умение быстро переключаться между различными состояниями.
Здесь помогут игра «замри», разные театры (и не только театральные роли, но и бытовые), всякие «луноходы-1» и игры про «не рассмеяться». Есть игра «переправа»: перебраться с одного «острова» на «другой», в какой-то момент выползает «чудовище», один шевелится – всех съедает. Для минимизации обид можно провести предварительную работу. С дошколятами – игрушки в руках, «едят» не нас, а игрушки.
- умение описывать своё состояние
Можно работать с телом через эмоции. Делать красивое, некрасивое движение.
- постановка навыков коммуникации
Игра «лабиринт»: мелом или верёвками обозначен путь, все по очереди управляют человеком с завязанными глазами. Можно вводить штрафы за подсказки не вовремя.
(В беседе было много отступлений, так как меня интересовали конкретные ситуации, конкретные роли и события в моей жизни и работе. Поэтому иногда связь между абзацами конспекта не прослеживается, а вспомнить, к чему что было, я уже не могу. По-моему, именно здесь впервые возникла полемика по поводу концепции моей школы и вообще выстраивания концепции себя, своего миросозерцания. Тогда понятна становится связь со следующим абзацем.)
Есть хорошая практика для взрослых: описать семь персональностей и их цели, идеальный образ жизни и т.д. Потом найти в своей жизни людей, в которых прослеживается каждый персонаж. Можно пробовать им помогать в достижении их целей. Суть в том, что каждый человек, который нам встречается в жизни, персонифицирует часть меня. Поэтому, собирая этих людей, я собираю себя внутри.
Вспомнили симоронское упражнение «вилка», которое помогает выводить из негативных состояний. К примеру, человек говорит, что его «трясёт».
«Тебя трясёт, как грузовик, или как мама младенца трясёт?» - «Как грузовик», - «Как грузовик с дровами или грузовичок с мороженым?» - в какой-то момент человек попадает в «приятное» предложение вилки. Я попробовала со старшим сыном, поняла, что сложно: надо креативничать, шутить так, чтобы не воспринял, как издевательство, а в состоянии труднопереносимой эмоции всё подряд может так восприняться. И вот ещё – главный урок, преподаваемый мне на протяжении всего года, и здесь откристаллизовавшийся: РАБОТАЙ ТОЛЬКО ПО ЗАПРОСУ. Я увидела, как много работает Аня, но без запроса она даже не заикалась о том, что могла бы помочь. Навязав своему ребёнку упражнение, я получила то, что мне причиталось: надутый вид. Хотя всё равно вышел из «мне хреново» в игры на листке бумаги, и оставшееся время в электричке мы провели довольно весело.
Потом было опять несколько слов о Викентьеве, ТРИЗ-педагогике. Наверное, это цитата: «ментальная составляющая закладывается в возрасте 5-7 лет, но если нет на этом этапе «нижних этажей» (эмоции, воля), то всё рушится».
Поговорили всё-таки о пресловутой свободе: считается ли ущемлением свободы, скажем, режим? Нет, если он воспринимается ребёнком не как давящие жернова, а как ритм, некий новый ритм жизни. О ритуалах тоже поговорили однажды, как они организуют, сплачивают, как хотелось бы создать какой-нибудь ритуал перед приёмом пищи, таким важным процессом, но пока инициаторов среди взрослых не было, ограничивались «гонгом» - ударом половника по огромной крышке кастрюли – и условием есть в тишине.
Так вот, если эмоционально-волевая сфера развивается в правильном режиме (чего ожидать в наших условиях особо не приходится, конечно – и об этом будет мой вопрос чуть позднее), лет с семи подключается работа с головой. Необходимо развивать ту часть мозга, которая отвечает за создание связей между другими областями. Это что-то, что предваряет мышление.
- умение связывать воедино разные фрагменты.
Здесь помогут игры «корова», «алиас», «крокодил», пантомима, загадки, ассоциации, «катана» (создание цепочки слов, соединяющей смыслом два совершенно разных), загадывание предмета и задавание вопросов, на которые можно ответить только «да» и «нет», «да-нетки», собственно, продумывать технологию, как что-либо делать более эффективно (то, чем мы сейчас с дошколятами в семье занимаемся).
- умение наблюдать за собой
Дневники, обратная связь, рефлексия. Саша описывает рефлексивную матрицу, девять состояний: ставлю цель-делаю цель-анализирую, и каждый этап по этим же трём раскладывается. Чтобы это было на уровне навыка.
- умение строить модели.
Что ты делаешь. Чего ты хочешь добиться. Как это подействует.
У меня было два вопроса в этот день: каковы временные рамки достижения такой «готовой» личности и можно ли параллельно заниматься обучением по школьным требованиям и развитием эмоционально-волевой сферы и «головы»? Ответ Александра: «можно параллельно, если есть экологичные педагоги». Критерии экологичности? – Входят ли они в твою концепцию. Какова концепция? – Довольно длительное время мне помогали её выстроить путём жёсткого расстрела, такая практика мне страшно понравилась.
Но об этом позже.

Так вот, на следующий день беседа началась с того, что мы вернулись к эмоциям, теперь уже конкретно тем, которые мы называем негативными. То есть труднопереносимым. Здесь главное:
- уметь замечать свои эмоции,
- уметь выходить из них.
К примеру, зафиксировать: «я злюсь». Представить эмоцию, выдуть из неё мыльные пузыри, к примеру. Разотождествиться с этой эмоцией. Ритуалов должно быть несколько. Есть два варианта: выплеснуть энергию, которую ты неспособен контролировать, или трансформировать её. Если удаётся трансформировать (те же пузыри, медитация, аутотренинги, «вращение микрокосмических орбит» и т.д.), она может стать ресурсом для творчества. Для этого необходимо расширять сознание, границы модели своего мира.
Есть я. Есть эмоции. Есть объект, на которого они направлены. Пробовать дистанцироваться и от себя, и от объекта, работать только с эмоциями.
В этом месте начались вопросы «сенсею»: что делать, если у ребёнка закрепляется паттерн, что к нему применяют физическую силу после того, как он её применяет к кому-то? К примеру, воспитатель «стреноживает» и «утаскивает» драчуна. Ответ: «сила в ответ на силу – это нормально». А что делать, если ребёнок всё машет и машет руками, изо дня в день, много месяцев? Ответ: когда ребёнок машет руками, его это не беспокоит. Это беспокоит меня. Я – автор беспокоящей меня ситуации.
Есть история про какую-то гавайскую технику. В одной психиатрической больнице все боялись работать, очень уж сложно было с теми больными. Пришёл один врач и попросил принести ему в кабинет все истории болезней. Он даже не контактировал с больными, смотрел, что есть такого в нём, что созвучно или диссонирует с ситуациями, диагнозами. Через некоторое время количество форсмажоров пришло к норме, больные стали «обычными», некоторые выздоровели и выписались. Что же это за техника? – Техника прощения. Человек смотрит в себя, смотрит, как его внутренняя жизнь может спроецироваться на эту ситуацию. Нужно искреннее желание разобраться. Весь мир – моё зеркало. Совершаю ритуал прощения себя за то, что породил эту ситуацию.
Если что-то происходит, значит, что-то внутри меня «цепляет».
На одну и ту же ситуацию (приводила пример, когда один «девиантный» мальчишка раскачивает всех вокруг взрослых одинаково) каждый реагирует по-разному, у каждого самое непереносимое – своё собственное, пока каждый это самое своё не примет, останется шанс на борьбу, и она будет продолжаться.
Жутко интересно применить это на практике!
Оговорка прозвучала: «внутренние методы не отрицают внешние».
Окончание здесь.
Tags: альтернативные школы, личный опыт, поиск единомышленников, свободное образование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments